На главную страницу

НИКОЛАЙ КОРЕЦКИЙ

(1869, Воронеж - 1938, Ленинград)

Из обер-офицерских детей. С 15 лет Корецкий публиковался в Воронежской газете «Дон». Подростком уехал в Москву, где учился в театральной школе. Актер провинциальной труппы. Заведующий театральным отделом Петербургской газеты «Новости» (с 1898). Делопроизводитель Совета Русского театрального общества (1901). Занимался издательской деятельностью (с 1900), выпускал преимущественно репертуарные сборники для декламации и чтения. Редактор-издатель двухнедельного иллюстрированного журнала «Пробуждение» (1906-1917), детского журнала «Жаворонок» (1913-1916) и других.

Автор сборника стихов «Песни ночи» (Санкт-Петербург, 1908, 1911, 1912), ряда пьес. После 1917 года работал режиссером в различных клубах, техническим сотрудником в редакциях, издательствах, типографиях Москвы, Харькова, Крыма, Ленинграда, куда переехал в 1929 году. Репрессирован (декабрь 1937), расстрелян.

Перевод из Геббеля, как указано в сборнике стихов, выполнен для мелодекламации на музыку Шумана.



ФРИДРИХ ГЕББЕЛЬ

(1813 - 1863)

БАЛЛАДА ОБ УБИТОМ МАЛЬЧИКЕ

Раз снился наемнику-мальчику сон,
Что послан хозяином с деньгами он,
Что шел он чрез степь и больной
Убит был в дороге степной.

И страшно малютке, и мозг весь горит,
Но слышит сквозь сон, как хозяин кричит:
«Вставай! Что дрожишь? Будь бодрее.
Снеси-ка вот деньги скорее».

– Хозяин, хозяин, мне страшно, боюсь!
Я буду убит и к тебе не вернусь!
– Ты бредишь иль вздумал смеяться?
Иль хочешь под палкой подняться?

– Хозяин, хозяин, молю, не гневись!
Взгляни, будто кровью залита вся высь…
Не бей!.. – он хозяина просит,
Когда тот удар уж наносит.

– Хозяин, хозяин!.. Пусть лгал мне мой сон,
Но все ж передай моей маме поклон,
И если родная скучает,
Пусть сына под ивой встречает.

Он вышел за город. Туманно кругом.
Пронзительный вечер в молчаньи немом
Гудит: «О, малютка, скорее!»
И мальчика гонит быстрее.

И тихо все дремлет в равнине пустой.
Лишь радостно птичка щебечет порой,
Вспорхнув и кружася во мгле,
Поймав червяка в ковыле.

Вперед, все вперед бедный мальчик спешит,
Он видит шалаш, и пастух в нем сидит,
И мощно шаги ускоряет,
И руку к нему простирает.

«Пастух, о, я знаю, ты – добрый старик!
Ходить я чрез степи один не привык:
Мне жутко, с казной я чужою;
Пошли батрака ты со мною!

Я все, что сберег, все ему заплачу.
С ним соколом быстрым я вновь полечу
И страшный свою сон позабуду,
Что нынче убитым здесь буду!»

И, сжалясь, пастух батрака подозвал,
Который вдали свою палку стругал;
Но к ним он когда приближался,
Малютка бледнел и пугался.

«Ах, добрый старик, о, не надо! Скорей
Один побегу я дорогой своей»,
Он крикнул под смех великана:
– Знать, жалко мальчишке кармана!

– О нет! Вот, бросаю все деньги мои,
Останься, я вижу селенья вдали, –
И мальчик в степи исчезает,
Но слышит… батрак догоняет:

– Потише, куда так торопишься? Стой!
Тебе ль состязаться в походке со мной.
Тяжел путь с чужими деньгами.
Да, кстати, вот ива пред нами…

Присядь-ка со мной, расскажи-ка про сон,
Которым напуган ты так и смущен;
Не знаю, но что-то сдается,
Свой сон мне услышать придется! –

И грозно малютку он к иве влечет,
И, взор свой вперив в него, речь с ним ведет,
Под шорох средь листьев пугливый,
Под плеск ручейка сиротливый.

– Ну что же молчишь ты? – Во сне я видал…
– Всмотрись, уж не я ли тебя догонял?
Ишь, как я все знаю, что снилось…
Потом, что ж потом совершилось?

Кончай же скорее… – Он нож свой поднял…
– Вот этот? – Да, этот… – Ну, дальше! – Он сжал…
– За горло? Что ж, сна не забуду
И мучить здесь долго не буду…

Потом… Что потом, вы хотите спросить?
Две птицы вам могут конец объяснить:
Там в воздухе голубь носился,
Там ворон над жертвой кружился;

Мне ворон сказал, что случилось потом,
И как был казнен тот злодей палачом,
Когда бедный голубь, летая,
Мог только молиться, рыдая.