На главную страницу

НИКОЛАЙ БЕЛОЦВЕТОВ

1892, СПб. –1950, Мюльгейм

Очевидно, после Андрея Белого – самый последовательный русский поэт-антропософ. Первый сборник подготовил еще в России (известен единственный оттиск, и неизвестно – вышла ли книга в свет). С начала 20-х годов жил в Берлине, после прихода Гитлера к власти переехал в Эстонию; позже жил в Латвии, умер, вернувшись после войны в Германию. В 1926 году в Берлине вышла его книга переводов из величайшего немецкого мистика XVII века — Ангела Силезского (Иоганна Шеффлера), чрезвычайно почитаемого антропософами, и едва ли не половина этой книги (преимущественно двустиший), говоря скромно, "не нуждается в новом переводе". В эмиграции вышли также три сборника стихотворений Белоцветова – третий посмертно, – в которых попадаются переводы из наиболее любимых антропософами немецких поэтов – Гёте и Ницше.


АНГЕЛ СИЛЕЗСКИЙ

(1624-1677)

Из "ХЕРУВИМСКОГО СТРАННИКА"

* * *
С миротворенья дней, и в прошлом, и сегодня
Тварь ищет одного – спокойствия Господня.

* * *
Мне морем этот мир! Дух Божий – Кормчий мой.
И в теле, как в ладье, плывет душа домой.

* * *
Адама с Евою ты, грешник, не вини!
И сам соделал бы, когда бы не они.

* * *
Я – сам себе металл. Дух – огнь мой и очаг.
Тинктурой мне Христос, а все мирское – шлак.

* * *
Был человеком Бог. Кто Богом стать не хочет,
Тот смерть и Рождество Всевышнего порочит.

* * *
Возлечь Христу на грудь, подобно Иоанну,
Не ранее смогу, чем Иоанном стану.

* * *
Люби Творца и тварь, но вольно, а скрижали
Мы предоставим злым, чтоб добрым подражали.

* * *
Любовь телесная нас увлекает долу,
Любовь небесная возносит нас к Глаголу.

* * *
Любовь твоя кипит, что юное вино,
Побродит, постоит – очистится оно.

* * *
Не глуп ли человек, когда из лужи пьет
В то время, как фонтан в его же доме бьет!

* * *
О, выйди из себя! Ты сам – свой Вавилон!
В себе самом ты взят диаволом в полон.

* * *
Будь самоуглублен! За камнем мудрецов
В края земли чужой не засылай гонцов!

* * *
Та смерть прекрасней всех, в которой все таится,
Прекрасней всех та жизнь, что в смерти обновится.

* * *
Я чести не ищу, когда она во мне.
А если уж ищу, тогда она вовне.

* * *
Все временное – дым! Пусти его в свой дом,
И твой духовный взор ослепнет в дыме том.

* * *
Ты спросишь, в чем же Бог, в движенье иль в покое?
С Ним вместе возлюби как то, так и другое.

* * *
Бегут ли времена? Бегут! И тем не менее
Покоятся они в Божественном мышлении.

* * *
И ныне Бог творит. Так уж не в том вопрос ли,
Что Бога не томит ни «до», ни «здесь», ни «после»?

* * *
Господь во мне огонь, а в Господе я – свет.
Мы внутренне одно. Меж нами граней нет.

* * *
Я – образ Господа, чтоб мог наедине
Он созерцать Себя, как в зеркале, во мне.

* * *
Когда бы от себя уйти диавол мог,
То и его бы я узрел у Божьих ног.

* * *
Работать хорошо. Прекраснее молиться.
Прекраснее всего пред Богом преклониться.

* * *
Ты судишь о Творце? Не множишь ли ты ложь,
Коль по творениям Творца воссоздаешь?

* * *
Из бездны в Бездну дух взывает, вопия:
Бездоннней чья из двух, моя или Твоя?

* * *
Никем я не гоним! Дорожным колесом
Стремлю себя я сам, самим собой несом.

* * *
Немногословней кто Создателя Благого!
Извечно молвит Он всего одно лишь Слово!

* * *
Узреть себя во всех мы со святыми можем
Затем, что все во всех и все в Единстве Божьем.

* * *
Не жертвует ли Сам Себя Себе наш Царь,
А я той жертвы храм и жертвенный алтарь.

* * *
Песнь ангелов сладка. Но Богу мы, я знаю,
Угоднее, когда в нас смолкла песнь земная.

* * *
На том и кончим, друг! А хочешь больше знать,
Сам книгою ты стань и сам начни читать.