На главную страницу

СЕРГЕЙ СКОРВИД

р. 1958, Москва

В 1980 г. окончил славянское отделение филологического факультета МГУ, в 1983 году там же - аспирантуру при кафедре славянской филологии. С этого времени и поныне работает там же (с 1993 года в должности доцента). В 1990 года защитил кандидатскую диссертацию по истории чешского языка. Сергею Скорвиду, видимо, принадлежит честь открытия русскому читателю крупнейшего моравского поэта ХХ века - Яна Скацела. Переводил и печатал также словацких и серболужицких поэтов.


МАРТИН РАКОВСКИЙ

(ок. 1535–1579)

МОИМ МЕЦЕНАТАМ

Нет на свете поэту удачи без мецената,
так что всяк покровителя ищет себе.
Сам Вергилий навек в тени бы забвенья остался,
и младший нам неизвестен был бы Назон,
когда б сего Пизон, того ж – Меценат благородный
не поддержали помощи щедрой рукой.
Так и великих мужей бесследно канут деянья,
с ними погребены будут слава и честь,
если не извлекут на свет их писания мудрых,
если не придадут блеск им силой пера.
Итак, буде строки сии вам придутся по нраву,
тем смелее потом больше вам предложу.

ЯН МИЛОХОВСКИЙ

(1630–1684)

ЛЖЕЦЫ И ЛЬСТЕЦЫ

Кто повстречается с лжецом
иль спутником – его льстецом,
узнает цену их словам
и лицемерным их делам.
«Верь, господин, – хитрец божится, –
как я сказал, так и случится...»
Но правды нет в том ни на грош,
а лишь бессовестная ложь:
пускай плута язык снаружи
медоточив – нутро тем хуже!

ДАНИЭЛЬ СИНАПИУС-ГОРЧИЧКА

(1640–1688)

СМЕРТЬ

Она не минует знатных,
богатых, премудрых, статных;
старого иль молодого –
в могилу сведёт любого.
Как былинки в поле цвет,
мимолётен этот свет.
В нём радостей менее,
чем горьких мгновений:
маеты, метаний,
мытарств и страданий.
А как сей круг скончаем,
взамен получаем
из дерева сени,
да и то не все мы...
И ты не знаешь наперёд,
когда настанет твой черёд –
ясным ли днём, в глухую ль ночь;
и свет не может тут помочь.

ГУГОЛИН ГАВЛОВИЧ

(1712–1787)

ПАСТУШЬЯ ШКОЛА, НРАВОВ ЖИТНИЦА

Все одинаково родятся, да розно к гибели катятся

Одинаково все люди на сей свет родятся,
да не одинаково к погибели катятся.
Один горе мыкает, другой же, напротив,
живёт себе в довольстве, в богатстве, в почёте.

Кто глуп, кто мудр; иному сопутствует успех
в делах благих, а кто-то лишь зло плодит и грех.
Кто в здравии, кто в немощи, в печали, в нищете,
спешим стезями разными мы к роковой черте.

И не властен человек устроить жизнь земную
иначе, как свершая бег к смерти неминуемой.
Какой ни выпади нам путь и что нас на нём ни встреть,
всяк живущий на этом свете должен умереть!

Лишь тот вберёт всю мудрость книг, кто к учению приник

Учись, мой сын, добрым нравам и Божьей боязни,
дабы утешену тебе быть на склоне жизни.
Знай: невежество слезами тогда отольётся,
ведь юности твоей пора вовек не вернётся.

Корень ученья горек, да плоды его сладки;
кто учится, тому потом воздастся в достатке.
Посему, мой сын, ученья ты вытерпи муки,
ибо в сладость обратится вся тягость науки!

Злато ли, серебро ли, дорогие ль каменья,
усердного смолоду не заменят ученья:
премудрости никакими не купишь деньгами,
но лишь упорными её добудешь трудами...

Господин и бедняк не сойдутся никак

Как волк с ягнёнком, так богач обходится с бедняками!
Сколь возможно, избегай дружбы с господами.
Будет зазывать хозяин, откажись достойно.
Удаляйся – и тогда заживёшь покойно.

С ним в беседе за зубами свой язык держи
и не верь речам медовым, полным всякой лжи.
Как учнёт он расточать словеса приветные,
глядь – и мысли все твои выудит заветные.

Станет он с улыбкою о том, о сём пытать,
а как выпытает что, – себе на ус мотать.
За болтливый свой язык то-то ты поплатишься:
в пыль сотрёт тебя хозяин – ты и не спохватишься!

Тугая мошна куда как мощна

Коли у кого нет денег, тот весь век свой тужит,
у кого же много их, тем все с поклоном служат.
Деньги делают при жизни смертного блаженным:
с оными слывёт любой достойным и почтенным.

Иной, хотя и не учён и умом не вышел,
деньгами не по уму над ближними возвышен.
Кто при деньгах, знай новые достатки стяжает,
и рой друзей угодливых его ублажает...

Поистине деньги властно миром управляют,
на себя в поте лица трудиться заставляют;
божества бы выше чтил свет их, не иначе,
не имей над ними силы колесо Удачи!

Чужим хвалиться – враз осрамиться

Вырядился, было дело, ворон в чужие перья,
мня: ужо как стану птичьим королём теперь я!
Но, собратьями ощипан (зря, мол, ворон, тешишься),
голым остался он всем птицам на посмешище.

Так глупости и меж людьми нет большей, чем хвастовство,
тем паче, если кто чванится тем, что не его...
Тот будет осмеян, кто вещью кичится чужою,
когда у самого нет ничего за душою.

Коли нет у тебя чего, тем некстати хвалиться,
как и чужим, – не то недолго и осрамиться;
а коли есть, так и тем хвастать не подобает:
ведь всякая похвальба слух людской оскорбляет.

ЯН СКАЦЕЛ

(1922-1989)

УЛИЦА

Кому за улицу сказать спасибо
ту что была ты помнишь вся в меду
Шекспировская ночь сменить спешила вечер
и нам в суфлеры выслала звезду

И вот внизу меж ульев новостроек
дух Гамлета явился нам на миг
а в мрачных кронах лип Офелия тонула
и был с кувшинкой сходен лунный лик

А мы не ведали кому сказать спасибо
за терпкий запах лип и вещую звезду
и улицу в ночи меж ульев новостроек
ту что была ты помнишь вся в меду

ЗЕМНЫЕ БЛАГА

Из благ земных люблю я пламя
и с чернью серебро живое звезд
за поясом у ночи.
Также старинные слова, какими
мужчину посвящали в рыцари:
Ты эти три стерпи удара – но не боле!

Из благ земных люблю весенний день,
что надевает на коней ретивых
уздечки синие
и розовые седла,
и так из года в год.
Поистине весна – затея славная.

Еще, не скрою, из благ земных мне дорога любовь,
та давняя,
какая не ржавеет.
И вот в который раз я повторяю:
Для нас теперь – вчера,
сегодня – впереди,
а завтра в прошлом.

Ты эти три стерпи удара – но не боле!

КТО

Кто розу в грязь втоптал над времени потоком,
который мерно вдаль несет за часом час,
туда, за синий лес, где шепчет незабудка:
праматерь ульев, заступись за нас?

Праматерь ульев, среди троп заклятых
затерянных, с их немотой вверх дном...
В тот день, когда взойти забудет незабудка,
по тропам тем вернемся мы в свой дом.

ЮЖНАЯ МОРАВИЯ

Пусть разберет, кто хочет, наши вины...
Как хороши ночной порой равнины,
где абрикосов сок
кропит тугую рожь;

где ночью гнется сук, пособник дел заплечных,
под татем злым,
что отбирал у встречных
любовь – и вздернут за грабеж!

ПЕСНЯ О БЛИЖНЕЙ ВИНЕ

Источник есть который крови полон
оттуда каждый в этой жизни пил
кто походя убил в лесу синицу
кто перед ближним смертно согрешил

Иной об этом горько сожалея
воды кроваво-красной зачерпнул
на свет на цвет ее смотрел со страхом
и холодел но не захолонул

И пригоршню держа не удержал он
сквозь пальцы наземь пролил кровь с водой
Потом кайлом махал в каменоломне
взывая тщетно к камню: упокой

Так пригоршню держа не удержал он
и холодея не захолонул
А тот источник весь багров от крови
и каждый в жизни раз к нему прильнул