На главную страницу

НИНА ГУЧИНСКАЯ

1937, Ленинград – 2001, Санкт-Петербург

Окончила Ленинградский педагогический институт, специализировавшись на немецкой и английской литературе, работать осталась там же, с 1985 года - профессор. Практически целиком (и впервые) перевела на русский язык семь книг эпиграмм и все сонеты Ангела Силезского: книга вышла впервые в Санкт-Петербурге в 1999 году с параллельным немецким текстом. В 2002 году, уже посмертно, калининградской типографией "Янтарный сказ" книга была в сокращенном виде переиздана ("Из глубины воззвах"). Хотя немногочисленные миниатюры великого немецкого визионера переводились и в прежние годы различными мастерами, от Е. Васильевой (Черубины де Габриак), Осипа Румера и Николая Белоцветова - до Льва Гинзбурга, Владимира Микушевича и Владимира Васильева, работу Гучинской над наследием Ангела Силезского по качеству результата нужно твердо поставить на первое место. Поэт, оказавший огромное влияние как на раннего Рильке, так и на антропософов, полноценно пришел к русскому читателю.


АНГЕЛ СИЛЕЗСКИЙ

(1624–1677)

ЧТО ЗЛАТО – НЕ ПРЕЙДЕТ

Что чище золота? Прочнее, чем алмаз?
Прозрачней, чем кристалл? – Душа живая в нас.

БОГ ВО МНЕ, Я – В НЕМ

Бог – это мой огонь, я – блеск Его огня,
Таким же, как Он сам, Бог сотворил меня.

Я – ПРИСНОЧЕЛОВЕК

Я с вечностью сольюсь, покинув жизнь телесну,
И Бога воскрешу, и в Боге сам воскресну.

КТО ЖИЗНИ ВОДУ ПЬЕТ?

Не будешь там вкушать от живоносной влаги,
Коль не избудешь здесь к земным соблазнам тяги.

ПРЕМУДРОСТЬ

Премудрость где искать? И где ее жилье?
Среди детей своих. Там и ищи ее.

СЛУЧАЙНОСТЬ И СУЩНОСТЬ

Существенным пребудь: когда иссякнет свет,
Случайность отомрет, а сущность мира – нет.

ОСИЯННОСТЬ

На гору вознесись, в огонь Христовых молний,
Тройной Фаворский свет своим лицом дополни.

НЕ ЗНАЕТ БОГ, ГДЕ У НЕГО НАЧАЛО

Ты вопрошаешь: Бог, как долго Он пребыл?
Так долго, что о сем и Сам уже забыл.

ТОЧКА, ЛИНИЯ И ПЛОСКОСТЬ

Бог – точка в небесех, Бог-Сын из точки той
Исшед, есть линия; их плоскость – Дух Святой.

ЧЕГО БОГ ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА

Что Богу от тебя потребно? Тишина.
Другое Он и сам отдаст тебе сполна.

ПО НАМ И БОГ

Бог даст, что ты возьмешь, а разливай уж сам,
Его мерило – ты, по чаше и бальзам.

ПУТЬ НА НЕБЕСА

О выси, пилигрим, ты возмечтал небесной?
Но все пути туда ведут дорогой крестной.

МУДРЕЦ НЕ КОПИТ, ОТТОГО И НЕ ТЕРЯЕТ

В хозяйстве мудреца не может быть пропажи:
При бедности своей он не страшится кражи.

МОЕ, ТВОЕ – НЕСЕТ ПРОКЛЯТИЕ

Ад разверзает пасть, готовя тем жилье,
Кто знай твердит: мое, твое, мое, твое.

ПРИМЕР ДЛЯ БОГА – В НЕМ САМОМ

Бог сотворил меня по своему примеру?
Да где же было взять ему другую меру?

ДЕРЕВЕНЩИНА

Ты едешь к королю, одевшись как на брак,
О деревенщина! А к Богу – кое-как?

ТАЙНАЯ СМЕРТЬ

Преблагодарна смерть; чем власть ее сильней,
Тем радостнее жизнь, таящаяся в ней.

ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ

Ту смерть, что по себе семян не сеет в землю,
Ту смерть из всех смертей я меньше всех приемлю.

В НАС БОГ ПОЧИЕТ И ЖИВЕТ

И смерть моя, и жизнь – от Бога суть оне,
И я не сам живу, а Бог живет во мне.

НИЧТО БЕЗ СМЕРТИ НЕ ЖИВЕТ

Тебе даруя жизнь, Бог должен сам умрети,
А ты, не умерев, как мыслишь жить на свете?

БОГ БЕСКОНЕЧЕН – НЕСТЬ ЕМУ КОНЦА

Не можеши узреть всех воспарений Бога,
Да и Ему своя неведома дорога.

ДЛЯ БОГА ВСЕ РАВНЫ

Для Бога все равны, Он вне добра и зла,
Ему родня и ты, и муха, и пчела.

ЛЕГКО ДОСТИЧЬ БЛАЖЕНСТВА

Не легче ль воспарить на небо, в жизнь нетленну,
Чем бремя грешных дел тащить с собой в геенну?

К СЕМУ ПРИСОВОКУПЛЯЕТСЯ ДЕСЯТЬ ЗВОНОРИМОВ, ИЛИ СОНЕТОВ

ПЕРВЫЙ

Бог в святой душе

Ты спросишь, как в душе Бог Слово обитает?
Узри, как Солнца свет вместился в мира тьму
И как жених себя ведет в своем дому:
Или как в царстве царь на троне восседает.
Как пастырь, как отец, что в сыне пребывает:
Как драгоценный клад, не зримый никому:
И как любезный гость в роскошном терему,
Или алмаз в венце, что золотом блистает.
Или как лилия средь неги луговой,
Или бряцанье струн на трапезе ночной:
Коричные масла, зажженные в лампаде:
Или небесный хлеб, что собран в чистый ларь:
И как фонтан в саду или вина янтарь.
Скажи, что подыскать еще в подобном ладе?

ВТОРОЙ

Деве Марии, лилее сокровенной

Лилея, кто с Твоей сравнится красотою?
Хоть обыщи весь рай, пройдя любой тропою.
Блистаешь Ты, как снег, когда в полдневный час
Он златом окроплен, что Фаэтон припас.
Свет Солнца, звезд, лены - все меркнет пред Тобою:
Твое обличье, стать - так не был облачен
В дни славы своея премудрый Соломон.
Престолы пали ниц перед Твоей стопою.
Твой нежный аромат Вселенную поит
И всяку вещь и тварь, что Богу предлежит.
Всю прелесть девственниц собой Ты увенчала,
Надежды страждущих, сокровище святых.
Лилея, дай вкусить и мне от рос Твоих,
Чтоб созерцать в Тебе превечное начало.

ТРЕТИЙ

Падшая душа

Бых создан ангелом, а днесь я зверь из стада:
В Эдеме пребывах, блаженством озарен:
А днесь к скорбем земным грехами пригвожден:
Коснуться не могла меня вся ярость ада.
Днесь плавлюсь от жары и изнемог от хлада
И тысячи невзгод. Владыкой бых времен:
Днесь время правит мной. Я свой несох хитон,
А днесь - в чужой красе заемного наряда.
Мне Бог благоволил как чаду Своему:
Днесь в гневе гонит прочь в мученья и во тьму.
Меня объемлет страх и злобный червь терзает:
Аз yзрех своея всю мерзость нищеты:
Диавол мне уже геенну отверзает:
Ах, бедная душа! Что натворила ты?

ЧЕТВЕРТЫЙ

Оправданный грешник

Бых дьявола рабом, в плену бесовской страсти:
Весь красный от кровищ, урод грехов своих:
Валяхся в блуде аз, ища сластей плотских:
Тщеславья тяжкий дух мои венчал напасти.
Собрахся в бездну плыть, уже готовил снасти:
Аз, яко сущий скот, и Бога позабых,
Не человек, а тень, мертвец среди живых.
Вдруг сызнова ожих, предавшись Божьей власти
И во Христе восстав: низвергнут сатана,
Оковы пали, вновь душа моя вольна.
Ищу лишь Бога аз с усердьем и раденьем
И лишь Ему служу. За все Его дела,
И ныне, и вовек - и слава, и хвала.
Дай, Боже, устоять пред горшим прегрешеньем!

ПЯТЫЙ

Анафема осужденным

Прочь от моих очей, кто проклят небесами,
Кто напоил меня, кто накормил из вас?
Пригрел и приютил, иное что припас?
Прочь в адскую купель, кишащую бесами!
Одна награда вам - карающее пламя!
Гром, молния, чума, погибель всякий час.
Прочь - в Царствии моем не чаю встретить вас.
А ваш удел - стенать и лаять вместе с псами,
От глада, жажды тлеть - ваш червь не знает сна,
Та огненная пещь, где вам гореть, - без дна.
В тоске сгниете вы, в ее зловонной тине.
Се - по заслугам вам. Довольно плоть моя
От вас терпела зол. Я сам себе судья.
Прочь, проклятые, прочь - мой приговор отныне.

ШЕСТЫЙ

Надпись осужденным

Здесь вечный мрак царит, о смехе позабыли,
Стенанья, вздохи, скорбь, тоска - спасенья нет!
Несется вопль - почто мы родились на свет!
А рядом - трус, потоп, обвал и груды пыли.
Се - василиск в кольце чудовищных рептилий,
Драконов, змей и жаб: мраз лютый дует вслед,
Жар расплавляет плоть: хула, злоречье, бред,
Но выхода не жди из этой адской гнили,
Здесь смерть без смерти, но и смерти несть конца.
Здесь ярость, буйство, гнев, клянут, хулят Творца.
Грызутся, ссорятся, как кошки и собаки:
Бранятся с бесами и затевают драки:
Жрут серу, дым, помет, смолу и всякий хлам:
Покайся днесь, пока не очутился там.

СЕДМЫЙ

Осужденный злодей

О горе мне! Где аз? Среди исчадий ада,
Левиафану в пасть, в бесовский сброд попал:
В болото огненно, где вместо дна - провал!
О горе, вовсе мне родиться бы не надо!
Для блага избран бых, мне жизнь была - услада:
Отверстым небо зрел и с точностию знал
Про то, что хощет Бог - завета не сдержал,
Навечно изгнан днесь в юдоль тоски и смрада!
О проклятая плоть, что натворила ты!
Проклятая душа - обитель суеты!
О горе, горе мне! Что толку от блистанья,
Тщеславья и страстей? Где добрые дела?
Уж поздно каяться, Бог не приемлет зла,
Мне уготован ад и вечные страданья.

ОСМЫЙ

О блаженных

О вы, блаженные, примите в дар корону,
Ее стяжал Я вам и жизнью, и Крестом:
Примите радость в дар во Царствии Моем,
Приближьтесь навсегда к Божественному лону.
Давали ясть и пить Мне, гладну, утомленну,
Сочувствуя скорбем, к себе впускали в дом,
Старались обогреть, как Я учил о том,
Ступайте ныне же к заслуженному трону,
К сиянью своему: там воля и покой,
За тщанье верное всегда пребыв со Мной.
Все доброе, что вы сим малым сотворили,
Вы сотворили Мне. И присно и вовек
Обрящите сполна, чего б не попросили,
Вкусите ж полноту Моих блаженных нег.

ДЕВЯТЫЙ

Надпись блаженству

Здесь ноши вовсе несть, здесь царствует денница,
Здесь страха, бед, скорбей, печалей - не видать:
Сплошная нега здесь, сплошная благодать,
Здесь все блаженствует и радостью искрится.
Здесь можно у Христа воды живой напиться.
О времени забыв, в покое восседать.
Одежды брачные с себя не совлекать.
Что каплею текло, потоком здесь стремится.
Здесь лик Божественный во всем сиянье зрим,
Преобразившись в Нем, здесь всякий - Херувим.
Здесь, у Него в плену, Его лобзает каждый,
Любовью полнится, Им услаждает вкус.
И, славя, молится - сладчайший Иисус,
Благоволи и мне сего вкусить однажды!

ДЕСЯТЫЙ

Блаженный, почивший в Бозе

Свершилось, Господи, прошли мои мученья,
Где скорби и тоска? Печали, где оне?
Уж никакая боль не гложет сердце мне:
Избавилась душа от своего плененья.
Сей мир соблазнов Я отверг без сожаленья:
Все, что зовется злом, исчезло, как во сне:
Унынью места несть в моем блаженном дне.
Здесь истинный покой и радость умиленья.
Небесный льется свет и ангелы спешат
Меня забрать с собой, к тем, кто блажен и свят.
Столь хорошо мне здесь, что я от счастья млею:
Имею, что хочу, и что хочу - имею:
Сбылось, я вознесен туда, где нету слез,
Где ждет меня Жених, сам Иисус Христос.